8 (8412) 49-10-10
RU|EN
Меню

Российский рынок безалкогольных напитков динамично развивается и растет по всем направлениям.

Объем российского рынка минеральной и питьевой воды в 2002 году оценивался в 3.8 млрд. полулитров, а в по итогам 2016г - уже в 6.0 млрд. полулитров. 

В отношении прохладительных газированных напитков (кола и лимонады) статистика имеет вид: 2010 - 3.4 млрд. литров, 2016г - 3.3 млрд.литров.

Сегмент кваса продемонстрировал самые высокие темпы роста: с 230 млн.литров в 2006г до 1 млрд.литров в 2016г. 

Cтруктура российского рынка безалкогольных постепенно меняется в пользу питьевых и минеральных вод за счет сокращения сладких газированных напитков.

Расширяется рынок минеральной питьевой воды, как по объему, так и по ассортименту. Их потребление будет продолжать расти и уже превысило отметку в 40 литров на человека в год.

Water per capita

Специалисты склонны объяснять данный феномен становящимся все более популярным в последнее время здоровым образом жизни, реклама которого, пусть косвенная и опосредованная, все же оказывает сильное влияние на рынок.

Росту доли минеральной воды в секторе безалкогольных напитков способствуют также европейские тенденции, использование новых видов упаковки, рост культуры потребления, уровня жизни. К тому же нельзя не отметить ухудшающуюся экологическую обстановку и прежде всего в крупных городах, где проблемы с качественной водой стоят особенно остро.

Эти факторы имеют долговременный характер и в дальнейшем будут поддерживать расширение рынка минеральных вод в России.

Рынок лимонадов развивается менее динамично и близок к насыщению, поэтому существенных изменений здесь ожидать не следует. Долю у лимонадов постепенно отбирают спортивные и «энергетические» напитки.

Пока их сегмент достаточно мал – всего около 5-6% рынка. Однако судя по тому, как эта категория напитков стремительно увеличивает свою популярность на Западе, и в России у нее есть достаточно серьезный потенциал роста, хотя бы потому, что по мнению многих специалистов российский рынок безалкогольных напитков в целом повторяет развитие европейского только с отставанием на 3-5 лет.

Многие отмечают достаточно хорошие перспективы роста потребления кваса – традиционного русского напитка. Сегодня, согласно данным компании AC Nielsen, квас в России занимает уже третье место по объему продаж среди прохладительных напитков, и при этом продолжает стремительно завоевывать рынок. Ежегодная динамика этой рыночной ниши составляет не менее 25%.

В последнее время на рынках зарубежных стран отмечаются серьезное усиление позиций холодного чая и кофе. В мире продажи холодного чая и кофе, которые относятся к категории готовых к употреблению (ready-to-drink, RTD) напитков, достигли 4% общего объема рынка прохладительных напитков.

В будущем среди новинок на рынке безалкогольных напитков все чаще можно будет встретить «композицию из пробирки экспериментатора» - так называемые напитки-гибриды, которые  вбирают в себя свежие тенденции, размывая границы между традиционными категориями напитков. К их числу можно отнести, например, напитки на основе пива с соком или шорле (смесь минеральной воды с соком).

В целом же следует, безусловно, признать, что развитие рынка безалкогольных напитков в России по качественным характеристикам соответствует мировым тенденциям. И в настоящее время потребители начинают требовать все более высококачественную продукцию,  удовлетворяющую потребность всех возрастных категорий населения.