8 (8412) 49-10-10
RU|EN
Меню

Российский рынок бутилированной питьевой воды – один из самых перспективных на данный момент секторов потребительских товаров (сокращенно FMCG: fast-moving consumer goods). Ежегодно он увеличивается в среднем на 8-12%. Особенно активно развивается производство и доставка воды в больших емкостях – таре 19л. Сегмент доставки воды домой и в офисы также сокращенно именуется HOD (home and office delivery).

Надо сказать, что развитию рынка питьевой воды, как в России в целом, так и в Пензе в частности, способствуют одни и те же факторы. В первую очередь то, что рост техногенной нагрузки на окружающую среду привел к глобальному загрязнению поверхностных источников воды. Чистая вода в реках и озерах стала привилегией немногочисленных горных, северных или отдаленных от промышленной цивилизации регионов. Очистить же водопроводную воду до такой степени, чтобы она была полезна человеческому организму, не в состоянии не только Россия, но и самые богатые страны мира. Причины – чисто экономические. Поэтому неудивительно, что каждая четвертая-пятая проба водопроводной воды в России не отвечает санитарно-химическим требованиям.

Еще один фактор – усиление внимания людей к состоянию своего здоровья. Этот процесс стимулируется еще и фактическим разрушением привычной системы бесплатной медицинской помощи. 

Родоначальником бизнеса в России по доставке воды в больших емкостях считается Скотт Никол, который в начале 1993 года самолично развозил своим друзьям-иностранцам, работающим в России, чистую воду.

С тех пор рынок бутилированной воды вырос в разы и составил в 2004 году 200 млн.долларов.

При этом на долю продаж воды в таре по 19л приходится около 20% общего объема продаж питьевой воды. Их этого объема 60% - доставка в офисы, 40% - в домашние хозяйства.

Основной доход компаний, работающих на рынке бутилированной питьевой воды, расфасованной в большие емкости, приходится на сектор работы с юридическими лицами. Примерные нормы потребления бутилированной воды в офисе — 0,5 л на человека в день, или около 10 л в месяц.

И если в США услугами по доставке воды пользуются 90% офисов, в Москве – около 35%, то в Пензе – не более 20%. При этом сектор частных потребителей - перспективный, но работа в нем осложнена еще не отлаженным сервисом.

Однако привлечение частных потребителей способно резко увеличить объемы продаж бутилированной воды в больших емкостях.

Сезонных всплесков этот рынок в отличие от потребления воды в бутылках, продающейся в розницу, не имеет. Потребление воды примерно одинаково и зимой, и летом. И если летом люди пьют больше чистой холодной воды, то зимой – то же количество жидкости выпивается в виде чая и кофе.

В Пензе сложившимися игроками рынка можно считать 4 компании, по рейтингу выстроившиеся в соответствии с занимаемой долей рынка воды в 19 литровых бутылях: лидер – ЗАО «Компания «Старый пивовар» (на рынке с декабря 2003г), ЗАО «Исток» (апрель 2004г) и идущие почти вровень «Зодиак-сервис» (февраль 2003г) и «Айсберг» (январь 2004г).

У четверки основных игроков разброс цен по состоянию на май 2005г. следующий: по 90 и 80 рублей за бутыль (за каждую из своих вод) берут в «Старом пивоваре», 80 – в «Зодиак-сервисе», 78 и 72 рубля (за каждую из своих вод) – в ЗАО «Исток» и 75 рублей – в «Айсберге». При этом каждый из конкурентов продвигает свою стратегию сервиса и собственный способ очистки.

«Айсберг» поставляет воду из соседней Самары.

ЗАО «Исток» позиционируется как предприятие-производитель самой качественной воды, чему способствует и 80-летний опыт работы, и новейшее оборудование, аналоги которого имеются лишь у общенациональных лидеров рынка бутилированной воды.

«Старый пивовар» является единственным в Пензе производителем бутилированной воды, использующим стратегию агрессивного маркетинга, путем ежедневной рекламы на телевидении и предлагает 2 вида воды: очищенную водопроводную и артезианскую.

«Зодиак-сервис» предлагает воду из родника, расположенного в одном из районов области.

Обычному потребителю очень трудно оценить разницу в классе воды. Много чего можно написать на этикетке, но ни проверить эту информацию, ни даже оценить ее значение покупатель, как правило, не в состоянии. Однако во всех этих нюансах прекрасно ориентируются специалисты. Поэтому потребителям стоит больше доверять тем маркам, которые хорошо зарекомендовали себя на престижных выставках и конкурсах и отмечены соответствующими знаками качества.

Компании, торгующие водой, кроме основного продукта предоставляют необходимые устройства для розлива воды из бутылей 19 л и 11 л—кулеры и помпы. Кулеры способны нагревать и охлаждать воду. Помпа надевается на бутыль сверху, и вода выкачивается из нее под давлением.

Согласно результатам маркетинговых анализов ЗАО «Исток», в течение ближайших нескольких лет ожидается дальнейший рост объемов продаж — не менее чем на 15% в год. Будет продолжаться увеличение количества операторов и усиление конкуренции. Заметные изменения цен в этот период маловероятны.

В целом же для России существуют два варианта развития рынка фасованных вод. По «китайскому сценарию» (в случае более сильного расслоения общества) основной рост придется на небольшие производства, очищающие воду из-под крана для отдельно взятого спального района города. При этом клиенты таких компаний сами будут забирать значительно подешевевшую из-за отсутствия затрат на логистику питьевую воду. Но более вероятен все же вариант, согласно которому Россия пойдет по стопам западных стран и уже через несколько лет сектор питьевой воды с доставкой в дома и офисы будет, как в США, иметь норму прибыли выше, чем в рознице.